ФЕРЕНЦИ Шандор - ФЕ́РЕНЦИ (Ференчи, Ferenczi) Шандор (1873, Мишкольц, Австро-Венгрия, ныне Венгрия - 1933, Будапешт), венгерский психоаналитик, близкий соратник Фрейда (см. ФРЕЙД Зигмунд), внесший значительный вклад как в теорию, так и в практику психоанализа.
Получил степень доктора медицины в Венском университете (1894), где специализировался по неврологии, был принят на должность психиатра при королевском дворе, служил военным медиком. Встретив Фрейда в 1908, становится членом Венского психоаналитического общества и близким другом Фрейда, которого сопровождает в его поездке в США в 1909. Организует в 1913 Венгерское психоаналитическое общество, в 1918 - президент международного психоаналитического общества, с 1919 преподает психоанализ в Будапештском университете.
Ференци ввел в анализ понятие «интроекции (см. ИНТРОЕКЦИЯ)», которое впоследствии употреблялось Фрейдом. Интроекция и ее противоположность, проекция, являются механизмами невротического, расщепленного отношения к миру: если параноик «проектирует свои желания во внешний мир», подлинное существование которого, тем не менее, отрицает, то невротик пытается «интроектировать» (включить в свою сферу интересов, внутренне присвоить себе) максимально большую часть внешнего мира, тем самым «теряя себя». Поскольку в области взаимодействия индивидуума и мира психоанализ вплотную соприкасается с философией, многие теоретики психоанализа писали о взаимодействии этих двух областей знания. По мысли Ференци, психоанализ относится к науке, а не к философии, поскольку его доказательства и рассуждения являются общезначимыми и доказательными.
Ференци принадлежат также теоретические работы, посвященные психоанализу пред-психотических состояний, травматического шока, толкованию символов, исследованию различий в экспрессивных языках взрослых и детей («язык страсти» против «языка нежности»). Примечательно, что ученица Ференци М. Кляйн (см. КЛЯЙН Мелани) впоследствии совершенно по-другому толковала детский язык.
Новаторство Ференци состоит прежде всего в совершенствовании и обновлении им методики психоаналитических сеансов. Около 1929 в соавторстве с О. Ранком он разрабатывает т.н. активную технику, которая состоит в установлении аналитиком эмоциональных отношений с пациентом и активного участия пациента в процессе анализа (в некоторые моменты вплоть до «инверсии ролей», когда пациент выступает по отношению к врачу как аналитик). Это нововведение было осуждено Фрейдом.